Инклюзивное образование в Российской Федерации трактуется как система обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет адаптированную образовательную программу как образовательную программу, предназначенную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В системе среднего профессионального образования реализуются:
- адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена);
- адаптированные основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих).
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных учебных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования; обеспечивают подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействуют привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При получении образования обучающимся предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Региональная система инклюзивного профессионального образования
Развитие инклюзивного профессионального образования признано наиболее важным направлением деятельности в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан.
Расширение перечня и качества адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения, создание условий для реализации инклюзивного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях позволит обеспечить:
- увеличение количества лиц с ОВЗ, ориентированных на получение профессионального образования и профессионального обучения, в том числе поступивших в профессиональные образовательные организации;
- увеличение количества студентов с ОВЗ, успешно завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения;
- увеличение количества трудоустроенных выпускников с ОВЗ.
Доступность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования обеспечивается созданием соответствующей инфраструктуры и условий обучения.
Координатором организации деятельности в области инклюзивного профессионального образования является Министерство образования и науки Республики Татарстан, реализующее следующие функции:
- организация системной работы по созданию условий инфраструктуры для осуществления инклюзивного образования;
- формирование сети базовых образовательных организаций по реализации инклюзивного образования;
- организация и проведение методических семинаров по развитию инклюзивного образования;
- повышение квалификации и переподготовка кадров системы специального образования.
В целях создания в субъектах Российской Федерации инфраструктуры, обеспечивающей универсальную безбарьерную среду для освоения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ среднего профессионального образования, профессионального обучения созданы базовые профессиональные образовательные организации (БПОО), ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ).
Основная цель деятельности БПОО и РУМЦ – поддержка функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.
В целях реализации прав детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на профессиональное обучение и профессиональное образование Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 августа 2009 года № 1012-р утверждены состав Межведомственной рабочей группы по проблемам профессиональной подготовки и обеспечения занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; перечень профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан, обеспечивающих специальные условия для профессионального обучения и профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цели создания и функционирования Базовых профессиональных образовательных организаций и Ресурсных учебно-методических центров в Республике Татарстан
Базовые профессиональные образовательные организации:
ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 24.07.2017 № под-1258/17
ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 22.03.2018 № под-523/18
Деятельность БПОО включает:
- профориентационную деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;
- обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья;
- разработку и реализацию адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;
- оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;
- сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, для педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Региональные учебно-методические центры:
ГАПОУ «Казанский строительный колледж»
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 22.03.2018 № под-522/18
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж»
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 13.05.2019 № под-787/19
Основными функциями РУМЦ СПО выступают:
- методическое, информационно-аналитическое обеспечение и экспертно-консультационное сопровождение деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка основных профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств с участием работодателей (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведения учебных занятий) и представителей общественных организаций инвалидов;
- разработка и апробация программ, модулей, контрольно-измерительных материалов, методик и технологий подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе разработка заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства;
- разработка методических рекомендаций: по трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО; по формированию программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах; по межведомственному взаимодействию по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка перечня оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства);
- повышение квалификации руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного профессионального образования;
- мониторинг потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования с учетом различных групп нозологий.
Методические разработки отдела развития профессионального образования
«Рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ»
Митрофанова Э.П., Веприкова Е.Н.
В рекомендациях представлена организационная модель региональной системы инклюзивного профессионального образования в Республике Татарстан, проанализированы особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения.
2021 год
Информационно-аналитические материалы «Региональная система инклюзивного образования Республики Татарстан»
Митрофанова Э.П., Вильданова Л.Х.
В сборнике информационно-аналитических материалов обобщен опыт формирования региональной системы инклюзивного профессионального образования в Республике Татарстан, проанализированы особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения.
2019 год
просмотров всего: 827 , просмотров сегодня: 1