Вопросы и ответы

Порядок утверждения документов регламентируется образовательной организацией самостоятельно и устанавливается локальными нормативными актами.

При утверждении структурных элементов образовательной программы СПО документы утверждаются должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым нормативным документом (приказом).

Это означает, что можно на усмотрение образовательной организации выбрать между утверждением документа должностным лицом с помощью грифа утверждения документа, который должен состоять из слова Утверждаю (без кавычек), наименования должности лица, его подписи, инициалов и фамилии, даты утверждения, или изданием соответствующего приказа.

Какие должностные лица вправе утверждать локальные нормативные акты, образовательная организация устанавливает самостоятельно.

Как показывает практика, структурные элементы образовательной программы обсуждаются на заседании педагогического (методического) совета образовательной организации, а затем утверждаются руководителем образовательной организации. Соответствующие грифы проставляются на учебных планах, рабочих программах, фондах оценочных средств и т.п.

В соответствии с требованиями нормативных документов, ряд структурных элементов образовательной программы СПО утверждается после согласования с внешними экспертами (ведущими работодателями):

  • основная профессиональная образовательная программа (аннотация образовательной программы СПО);
  • вариативная часть образовательной программы;
  • фонд оценочных средств по профессиональным модулям;
  • программа государственной итоговой аттестации.

В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях.

Обращаем внимание, что основные положения, касающиеся организации практики в форме практической подготовки регламентированы приказом Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке». Этим нормативным документом не регламентированы требования к отчетности по результатам практики.

Согласно статье 30 Закона об образовании образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе по вопросу организации практики.

Необходимо учитывать, что электронный документ – это документ, информация которого представлена в электронной форме, согласно определению, представленному в пункте 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст), разработанного с учетом норм федеральных законов от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Для электронного документа характерны:

· аутентичность – свойство электронного документа, гарантирующее, что электронный документ идентичен заявленному;

· достоверность – свойство электронного документа, при котором содержание электронного документа является полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов и которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности;

· целостность – состояние электронного документа, в который после его создания не вносились никакие изменения;

· пригодность для использования – свойство электронного документа, позволяющее его локализовать и воспроизвести в любой момент времени.

Таким образом, порядок и условия хранения отчетов по практике устанавливаются локальным нормативным актом конкретной образовательной организации. При этом, хранение соответствующей информации в электронном виде законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещено.

Разработчик рабочей программы по общеобразовательной дисциплине оперирует двумя понятиями с одинаковым звучанием, но с разным содержанием:

Личностные результаты по дисциплине – это ценностные установки, формируемые у обучающихся в процессе освоения конкретной дисциплины. Рассматриваются в качестве образовательных результатов наряду с метапредметными и предметными результатами по данной дисциплине. В рабочей программе устанавливаются образовательные результаты, содержание обучения, формы и методы оценки в соответствии с примерной рабочей программой из Реестра примерных программ СПО (электронный ресурс: https://reestrspo.firpo.ru/dashboard).

Личностные результаты воспитания – это ценностные установки, формируемые у обучающихся в процессе освоения образовательной программы в целом. При разработке рабочей программы по общеобразовательной дисциплине определяются личностные результаты воспитания, в формирование которых вносит вклад освоение данной дисциплины. Личностные результаты воспитания фиксируются в рабочей программе воспитания, разработанной на основе примерной основной образовательной программы – ПООП.

Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в образовательных организациях осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно (статья 12.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Образовательные программы профессионального обучения относятся к основным образовательным программам. Следовательно, рабочая программа воспитания является обязательным структурным компонентом программ профессионального обучения, в том числе адаптированных программ по профессиям 12901 Кондитер, 19727 Штукатур.

В данном случае требования к структуре и содержанию рабочей программы воспитания устанавливается образовательной организацией самостоятельно без учета примерных рабочих программ (в отличие от образовательных программ СПО, для которых рабочая программа воспитания разрабатывается с учетом примерной).

При решении этого вопроса руководствуются положениями следующих нормативных документов:

  • Порядок заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов (Приказ МОиН РФ от 25.10.2013 № 1186).
  • Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ МОиН РФ от 16 августа 2013 г. No 968).

Формами государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам СПО являются защита выпускной квалификационной работы (ВКР) и государственный экзамен. Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий. Необходимо отметить, что ВКР может проходить в разных видах.

Ниже приведены примеры решения вопроса о выставлении отметок за государственную итоговую аттестацию в зависимости от требований ФГОС СПО.

43.01.19 Повар, кондитер

  • Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
  • Выставляется одна отметка.

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

  • Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
  • Выставляется одна отметка.

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

  • Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
  • Выставляется одна отметка в случае включения демонстрационного экзамена в ВКР. Выставляется две отметки в случае проведения защиты ВКР в виде дипломного проекта (работы), а государственного экзамена в виде демонстрационного экзамена.

Рабочая программа воспитания, как составная часть образовательной программы СПО, разрабатывается с целью установления целей и результатов воспитания, а также способов их достижения и форм аттестации. Причем, результаты воспитания, с учетом примерной рабочей программы, представляются в формате личностных результатов. Для эффективной организации образовательного процесса недостаточно сформулировать требования к результатам, необходимо определить адекватные способы их оценки. Если такие процедуры отсутствуют, то поставленные цели обучения и воспитания становятся лишь пожеланиями.

Анализ способов оценки образовательных результатов обучающихся определил два возможных механизма:

1) оценка по результатам специально организованных контрольных процедур, требующих разработки соответствующих оценочных средств;

2) поэтапная оценка по результатам освоения всех разделов образовательной программы СПО.

Первый механизм применим для оценки образовательных результатов, которые могут быть представлены в виде эталонов (решение профессиональных задач, алгоритмы выполнения учебной или производственной деятельности и т.п.). Это, как правило, позволяет осуществлять объективную оценку результатов обучения.

Считается, что оценка сформированности личностных качеств возможна по характеру их проявления обучающимися в общежитии (социуме). Но при этом важно, как эти свойства проявляются: самостоятельно и систематично или под наблюдением, или еще хуже, побуждением. Следовательно, оценку эффективности воспитания целесообразно осуществлять с использованием второго механизма – по результатам освоения всех этапов образовательной программы СПО:

— оценка деятельности обучающихся в процессе реализации разделов образовательной программы СПО – учебных дисциплин, профессиональных модулей;

— накопительная система оценки индивидуальных достижений обучающихся (рейтинг, портфолио);

— мониторинг результатов воспитания классными руководителями (кураторами) на основе педагогического наблюдения.

Оценка целенаправленно организованной учебной деятельности при освоении дисциплин, междисциплинарных курсов, практики рассматривается как поэтапная оценка результатов воспитания.

При использовании накопительной системы оценки особое внимание следует уделить формам сбора информации об индивидуальных достижениях обучающихся, а также установить периодичность соответствующих контрольно-оценочных процедур. Необходимо отметить, что целесообразно использовать различные формы и методы самооценки и взаимооценки личностных достижений обучающихся, например, защиту «портфолио», ведение рейтинга участия в проектной и общественной деятельности в условиях студенческого самоуправления т.п.

В настоящее время в системе воспитания профессиональной образовательной организации большая роль отводится деятельности классного руководителя (куратора), в том числе по организации мониторинга результатов воспитания на основе педагогического наблюдения. В профессиональной образовательной организации может быть принято решение о ведении дневника (отчетной формы) наблюдения на каждого обучающегося. Внимание педагогов целесообразно сосредоточить на следующих вопросах:

— какие существовавшие проблемы личностного развития конкретного студента решены за отчетный период;

— какие проблемы и по каким причинам решить не удалось;

— над чем далее предстоит работать классному руководителю, педагогическому коллективу, активу учебной группы.

Рассмотренный поэтапный способ оценки результатов воспитания может быть реализован в условиях образовательного процесса без организации дополнительных трудоемких оценочных процедур. В этом случае оценка личностных результатов воспитания имеет следующие особенности:

— осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности при освоении обучающимися соответствующей образовательной программы СПО;

— в рабочих программах дисциплин, профессиональных модулей, курсов внеурочной деятельности определяются личностные результаты и выбираются формы и методы их оценки;

— применяется самооценка и взаимооценка личностных достижений обучающихся в определенных «контрольных точках» образовательного процесса;

— не используются количественные оценки результативности воспитания; уровень сформированности личностных результатов оценивается не в абсолютных единицах (например, в баллах), а в динамике их развития (качественного приращения).

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (далее – СПО). В этом случае образовательная программа СПО разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (статья 68, 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

В соответствие с ФГОС среднего общего образования основная образовательная программа предусматривает реализацию учебных предметов: общих; по выбору из обязательных предметных областей; дополнительных по выбору обучающихся.

В соответствии с ФГОС среднего профессионального образования в структуру образовательной программы входят дисциплины.

Понятия «учебный предмет» и «учебная дисциплина» идентичны по смыслу. Например, в энциклопедическом словаре (электронный ресурс: https://www.vedu.ru/bigencdic/) дается следующее определение: «Учебный предмет (учебная дисциплина) – система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным, определяющим профиль подготовки специалиста».

Общеобразовательный цикл является частью образовательной программы среднего профессионального образования. Таким образом, при разработке образовательной программы СПО, применительно к общеобразовательной подготовке целесообразно использовать термин «учебная дисциплина».