Инклюзивное профессиональное образование

Инклюзивное образование в Российской Федерации трактуется как система обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет адаптированную образовательную программу как образовательную программу, предназначенную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В системе среднего профессионального образования реализуются:

  • адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена);
  • адаптированные основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих).

Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных учебных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования; обеспечивают подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействуют привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При получении образования обучающимся предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.


Региональная система инклюзивного профессионального образования


Развитие инклюзивного профессионального образования признано наиболее важным направлением деятельности в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан.

Расширение перечня и качества адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения, создание условий для реализации инклюзивного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях позволит обеспечить:

  • увеличение количества лиц с ОВЗ, ориентированных на получение профессионального образования и профессионального обучения, в том числе поступивших в профессиональные образовательные организации;
  • увеличение количества студентов с ОВЗ, успешно завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения;
  • увеличение количества трудоустроенных выпускников с ОВЗ.

Доступность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования обеспечивается созданием соответствующей инфраструктуры и условий обучения.

Организационная модель инклюзивного профессионального образования в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан

Координатором организации деятельности в области инклюзивного профессионального образования является Министерство образования и науки Республики Татарстан, реализующее следующие функции:

  • организация системной работы по созданию условий инфраструктуры для осуществления инклюзивного образования;
  • формирование сети базовых образовательных организаций по реализации инклюзивного образования;
  • организация и проведение методических семинаров по развитию инклюзивного образования;
  • повышение квалификации и переподготовка кадров системы специального образования.

В целях создания в субъектах Российской Федерации инфраструктуры, обеспечивающей универсальную безбарьерную среду для освоения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ среднего профессионального образования, профессионального обучения созданы базовые профессиональные образовательные организации (БПОО), ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ).

Основная цель деятельности БПОО и РУМЦ – поддержка функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.

В целях реализации прав детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на профессиональное обучение и профессиональное образование Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 августа 2009 года № 1012-р утверждены состав Межведомственной рабочей группы по проблемам профессиональной подготовки и обеспечения занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; перечень профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан, обеспечивающих специальные условия для профессионального обучения и профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Цели создания и функционирования Базовых профессиональных образовательных организаций и Ресурсных учебно-методических центров в Республике Татарстан


Базовые профессиональные образовательные организации:

Деятельность БПОО включает:

  • профориентационную деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;
  • обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья;
  • разработку и реализацию адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;
  • оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;
  • сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, для педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Региональные учебно-методические центры:

Основными функциями РУМЦ СПО выступают:

  • методическое, информационно-аналитическое обеспечение и экспертно-консультационное сопровождение деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • разработка основных профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств с участием работодателей (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведения учебных занятий) и представителей общественных организаций инвалидов;
  • разработка и апробация программ, модулей, контрольно-измерительных материалов, методик и технологий подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе разработка заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства;
  • разработка методических рекомендаций: по трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО; по формированию программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах; по межведомственному взаимодействию по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • разработка перечня оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства);
  • повышение квалификации руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного профессионального образования;
  • мониторинг потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования с учетом различных групп нозологий.

Методические разработки отдела развития профессионального образования

«Рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ»

Митрофанова Э.П., Веприкова Е.Н.

В рекомендациях представлена организационная модель региональной системы инклюзивного профессионального образования в Республике Татарстан, проанализированы особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения.

2021 год

Скачать

Информационно-аналитические материалы «Региональная система инклюзивного образования Республики Татарстан»

Митрофанова Э.П., Вильданова Л.Х.

В сборнике информационно-аналитических материалов обобщен опыт формирования региональной системы инклюзивного профессионального образования в Республике Татарстан, проанализированы особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения.

2019 год

Скачать

просмотров всего: 685 , просмотров сегодня: 1